Лошади породы шайр: красавцы и гиганты
Содержание:
Содержание
Шайрская порода лошадей, несмотря на свой племенной статус, вполне адаптирована к разным условиям содержания. Они не слишком прихотливы в еде, но в связи с крупными размерами нуждаются в просторе и комфортабельных условиях содержания.
Даже жеребенку требуется просторное стойло, защищенное от сквозняков и сырости. Взрослый конь или лошадь нуждается в свободном пространстве для маневрирования.
При подготовке конюшни необходимо позаботиться о поддержании довольно высокой температуры в холодное время года внутри помещения.
Требования к покрытию пола также определены довольно строго. Материалы должны быть довольно крепкими, с учетом массы животного, и не скользкими, даже при контакте с водой или другими жидкостями.
Чаще всего заводчики выбирают керамзит – довольно крепкий, устойчивый ко влиянию биологических факторов (плесени, грибка).
Поверх пола выкладывается подстилка, изготовленная из соломы или опилок, слой должен быть довольно толстым.
Каждое стойло оборудуется поилками и кормушками, созданными из материалов, не обладающих высокой токсичностью. Высота их крепления должна учитывать рост лошади – шайры довольно сильно отличаются от других коней.
При обустройстве конюшни необходимо создать систему освещения, способную создавать поток в 200 люксов и более. Доказано, что при 16 часовом световом дне шайры демонстрируют максимальную работоспособность и даже зимой сохраняют хорошее самочувствие.
Кормление
Каждый хозяин выбирает сам, чем кормить своих питомцев. Все лошади могут содержаться на концентрированных кормах, но наличие сена и травы обязательно. Шайры ввиду своих больших размеров едят намного больше.
За сутки тяжеловозы съедают 12-15 килограммов сена или травы. А вот концентратов им не требуется, давать их стоит совсем не много. Подкормок для роста вовсе не нужно.
Лучше всего в качестве питательных добавок включать в рацион травяную муку, жмых. Летом такого корма можно давать от 5 до 7 килограммов. Так же ваш питомец будет рад овощам и фруктам – свекле и моркови, яблокам. Чистое питье у животного должно быть всегда.
Уход в конюшне
Уборка в деннике, где содержатся шайры, должна проходить ежедневно. Объемы навоза и других нечистот, что эта порода производит, довольно высоки. Скапливающиеся загрязнения могут негативно повлиять на состояние здоровья лошади.
В процессе уборки удаляется и заменяется часть подстилки, стены регулярно чистятся, поилки и кормушки освобождаются от осадка и налета.
Чтобы поддерживать привлекательный внешний облик лошади шайрской породы, достаточно просто регулярно производить очистку их шерсти специальным шампунем, нанесенным на влажную губку.
Пышные хвост и гриву моют особенно тщательно. Запачкавшиеся фризы на ногах очищают регулярно, как только выявляются следы загрязнений.
Летом частота купаний должна составлять не менее трех раз в неделю с моющими средствами, дополнительно рекомендованы ежедневные обливания водой из шланга.
Влажную шерсть промокают тканью с высоким уровнем впитываемости влаги либо позволяют ей высохнуть на солнце естественным образом.
Чтобы предотвратить развитие мокрицы, рекомендуется часто проверять состояние копыт, очищать их от загрязнений, покрывать опилками в качестве абсорбента. Уход за жеребенком должен быть таким же тщательным, как и в случае со взрослыми животными.
Размножение и продолжительность жизни породы
При разведении породы имеет значение не только внешний вид коня шайр, но и кобыла тоже выбирается по своему стандарту. Она должна быть обязательно пропорциональной, такой же, как самец, только меньше по всем параметрам.
Племенная книга породы закрывалась на какое-то время, но сейчас ее возобновили и построили по другому принципу. К приплоду относятся очень строго, чтобы быть уверенными в именитости того или иного жеребенка, ему делается ДНК тест.
Всех животных заносят племенную книгу, но в различные разделы. Новорожденные особи женского пола от чистокровного отца и незарегистрированной кобылы относятся к категории «А».
Эту кобылку покрывает чистокровный жеребец, их потомство относится уже к категории «В». Если потомство снова женского рода, то она снова покрывается зарегистрированным жеребцом и уже их потомство считают чистокровным. В среднем лошади живут 20-35 лет, но многое зависит от условий содержания и ухода.
Как появилась
История породы лошадей Шайр, уходящая своими корнями в глубокую древность, не дает достоверной информации о ее происхождении. Хорошо известно, что табуны из крепких и выносливых лошадок всегда были в цене. Так и в Англии еще со времен правления Генриха Второго, начиная с 1154 года, стремились заводить все большее поголовье и постоянно улучшать имеющиеся породы. С этой целью в 1500-х гг даже издавались специальные указы, запрещающие использовать для селекции мелких лошадей, а также экспортировать самые ценные виды.
В итоге мир получил породу Шайр. Произошло это в XV-XVI веке. Считается, что изначально представителей данной разновидности звали по-другому: Военная лошадь, Великая, Староанглийская вороная, Каретная, Английская упряжная и Линкольнширский гигант.
В Этих конях течет кровь местных особей, фламандских кобыл, фризской породы, завезенной из Голландии. С целью развития лучших качеств в этих лошадках их также скрещивали с северным немецким флемишским конем, фландерским и др.
В 1878 году в их Племенной книге появляется первая запись о коне, жившем в 1755-1770 г.г.
Распространение и использование
Сражения и войны — это все, что знали самые первые Шайры. Гораздо позже, в XVIII-XIX вв их стали эксплуатировать на полях. Тогда сельское хозяйство вышло на первый план, а массивная, развитая и одновременно послушная шайрская лошадь стала цениться особенно высоко. По этой причине Шайры становятся настоящей национальной гордостью.
Они также пахали в доках, на железной дороге, применялись для грузовых перевозок, дилижансов.
В связи с тем, что порода быстро распространялась по всей Англии в зависимости от местности разведения возникали и внутрипородные типы. Например, одним были присущи более густые щетки, костистость (Кембриджшир), другим же — сухое тело и большая физическая выносливость (Ланаркширские).
С 1853 года начался завоз шайрских лошадок на американский континент, где они очень быстро стали популярными и многочисленными. Хрупкие кобылы в Америке стали приносить рослое потомство именно благодаря самцам из Англии. В конце XIX века их также стали поставлять в Россию, где таких «крепышей» применяли для выведения своей тяжеловозной породы.
Правда с развитием техники, изобретением электрического транспорта, метро и т.д. тяжеловозы сдали свои позиции. Да и в послевоенное время в условиях экономического кризиса содержать столь крупное поголовье для фермеров становилось невыгодно.
Шайры сегодня
Несмотря ни на что современном мире Шайры остаются востребованными. Их часто можно увидеть запряженными в упряжки, стилизованные под старину, на различных соревнованиях, праздниках, выставках и т.д.
Особенно любят использовать таких скакунов английские пивовары. Запряженные лошадки, которые везут по английским улочкам бочки, наполненные пивом, создают необычайно уютную атмосферу и настоящее эстетическое наслаждение.
Недостатки скакунов
Чрезмерная растительность на ногах, отсутствие приземистости у некоторых особей, сырость называют недостатками этого вида, хотя над их устранениями активно работают селекционеры. Для этого проводится скрещивание с чистокровными самками, которое дает потрясающие результаты, так что заводчики предсказывают полное исчезновение перечисленных выше минусов в ближайшем будущем.
Кстати, столь древний вид, до сих пор является несколько неоднородным. Внушительное по размерам и массе животное иногда годится лишь для прогулочной езды, другой же представитель может быть чуть мельче, но выносливее и работоспособнее (присуще разновидности Кэрт-горс).
С этим читают
Как изменялся подход к использованию породы
Сильный и выносливый конь шайр был способен нести на спине большой груз. Такая лошадь в 16-м веке оказалась незаменимой при проведении военных операций, поскольку кольчуги, доспехи и оружие имели немалый вес. Однако постепенно облачение военных менялось, а рыцарские турниры уходили в историю, потребность в тяжеловозах для армии становилась меньше.
19-й век дал толчок развитию сельского хозяйства и торговле. Шайрская лошадь стала основной рабочей силой на фермах, в портах, на железной дороге. Тяжелые упряжи передвигались и по городским дорогам, и за пределами городов.
С появлением машин, грузового транспорта и трамваев выращивать и кормить тяжелоупряжных лошадей стало невыгодно. Мелкие фермеры переключились на более экономичные породы. Это чуть не стало причиной полного уничтожения породы, которая потеряла привлекательность. Однако благодаря энтузиастам своего дела порода сохранилась.
Сегодня шайр – лошадь, цена которой сравнима с элитными скакунами. В России стоимость английского тяжеловоза составляет примерно около 1 миллиона рублей. Породу используют для выставок и состязаний. Часто породистые жеребцы участвуют в рекламных акциях и съемках роликов. Особую популярность шайры снискали у производителей пивной продукции. Их запрягают в рекламные тележки, загруженные пивными бочонками.
Однако все это не значит, что лошади утратили навыки сельскохозяйственных и грузовых работ. Они с легкостью потянут карету, груженую повозку и плуг. Особи, которые не подходят для селекционной работы, могут встречаться на фермах и частных подворьях.
Лошади породы шайр весьма выносливы, сильны и в то же время грациозны. Таких животных нельзя не любить, они восхищают своим видом и умом.
Арден
Ардены – древнейшая порода лошадей. Ее родина – горные районы Арденн, находящиеся на границе Бельгии и Франции. Здесь нужны были лошади для перемещения тяжелых грузов по горным дорогам. Крепкая невысокая лошадь – а рост у арденов не превышает 160 см, идеально подходила для этой миссии. Арденам даже пришлось поучаствовать в войнах Наполеона – им приходилось транспортировать большие пушки.
Считается, что ардены произошли от древней породы Солютре, обитавшей в Европе около 50 тысяч лет назад. История Арденской породы начинается с 19 века. Тогда их рост достигал 140 см. Эти лошади невелики по сравнению с другими тяжеловозами, поэтому известны как «мелкие ломовые».
Во время наполеоновских войн, арденов стали скрещивать с Арабскими скакунами – для повышения выносливости последних. Именно Арденская порода была использована для выведения знаменитых Русских тяжеловозов. В 1900 году, во время очередной выставки пород, состоявшейся в Париже, последние были представлены как «Русские ардены».
Описание породы:
- Высота – 152-163 см.
- Масть – гнедая, рыжая или темно-рыжая, чалая.
- Экстерьер. Голова крупная, с низким лбом и большими выразительными глазами. Острые уши. Шея изогнутая, плечи сильные. Профиль ровный. Корпус компактный, массивный. Ноги короткие, сильные, покрыты густыми щетками.
- Использование. Рабочая лошадь. Получение конины.
Уход и цена лошади шайр
Содержание шайра не отличается кардинально от содержания других лошадей. Но нужно знать, что мохнатые ноги нужно содержать в сухости, то есть следить за состоянием подстилки.
Иначе у шайра может появиться мокрица на ногах. Это неприятное заболевание, которое легче предотвратить. После прогулки нужно вымыть ноги и копыта, присыпать их опилками и позже вычесать.
За гривой и пышным хвостом особого ухода не требуется, нужно лишь вычесывать их, и очищать от загрязнений. В жару можно заплетать из гривы косу, чтобы волосы не путались. В летнее время нужно мыть лошадь два раза в неделю шампунем с использованием кондиционера.
Но окончательная стоимость будет зависеть от многих факторов. В первую очередь на цену влияет возраст и пол. Естественно, дороже ценятся здоровые лошади, имеющие соответствующие сертификаты о своей родословной и подтверждение от ветеринара, что животное здорово, ему вовремя ставились прививки и прочее.
Немалое значение имеют так же и награды, достижения животного на различных выставках, соревнованиях. Придают значение так же экстерьеру
Обращают внимание на то, кто продавец, какова его репутация. Ну и, естественно, если животное находится далеко, то за его перевозку тоже платит будущий хозяин
Отдельные рекордсмены
Селекция, направленная на создание мощных и выносливых лошадей, привела к появлению настоящих исполинов. Многие великаны-тяжеловозы вошли в историю как уникальные примеры селекционной работы, а их имена стали известны во всем мире.
Биг Джейк
Славу самой большой лошади в мире снискал бельгийский мерин Биг Джейк. На сегодня ему принадлежит пальма первенства в рейтинге лошадей-великанов. Биг Джейк занесен в книгу рекордов Гиннеса. Его рост – 2 м 17 см. Его вес такой же, как у большого джипа – 2600 кг. Просто невероятные цифры. Биг участник всяких представлений. Выступая в ток-шоу «Дом Рональда Макдональда», Биг «отдает» все заработанные средства на благотворительные нужды.
Для поддержания своей великолепной формы, мерин съедает ежедневно пару тюков соломы и 5 кг овса. А чтобы не испытывать жажды, ему каждый день нужно 30 ведер воды.
Нодди
Нодди – лошадь породы Шайр. Живет в Австралии. Его вес – 1300 кг, а рост – 205 см. На сегодня Нодди считается самой высокой лошадью. Свое массивное сложение он унаследовал от своего предка. Дед Нодди – Эдвард, жил в Англии, и тоже возглавлял в свое время рейтинг роста. Чтобы окупать свое недешевое содержание, Нодди приходится работать на ферме своей хозяйки Д.Гринмен.
Диггер
Диггер – член королевской конной гвардии. Здесь привыкли к крупным коням, но Диггер своим появлением вызвал настоящий фурор в 2012 г. Этот клейдесдаль – самый большой конь в гвардии. Рост этого великана 220 см. Ежедневно ему требуется 25 кг сена и 95 л воды. Вес Диггера – 1200 кг. Конь уже попал в книгу рекордов Гиннеса, но его рост продолжается.
Крэкер
Крэкер представляет английских шейров. Этот великан достигает в высоту 198 см и весит 1200 кг. Ежедневно великан ест по два тюка сена, 4-5 кг зерна. Норма питья – до 13 ведер в день. Конь часто появляется на телевидении – он в Англии популярная личность.
Дюк
Дюк проживает в Великобритании. Рост этого мерина – 207 см. Но лошадь продолжает расти. Вполне реально, что Дюк сможет побить рекорд, и станет самым высоким конем в мире. Дюк питается особым образом, поэтому и растет как на дрожжах. Хозяйка поит его специальными травяными настоями и кормит яблоками. Исполин ест вдоволь зерно и сено, запивая их не только водой, но и 20 литрами травяного чая. Хоть Дюк и великан, он пуглив и страшно боится мышей.
Бруклин Сьюприм
Бруклин Сьюприм был бельгийским брабансоном и жил в середине 20 века (1928-1948 гг). Принадлежал он некому С.Г. Гуду (г. Огден, Айова). Жил и умер этот жеребец в США, в штате Айова. В возрасте 10 лет великан достиг веса 1450 кг, а его рост в холке равнялся 198 см. Конь обладал огромными копытами, общий вес его подков составлял 13 кг. Обычная подкова весит 700 г, подковы Бруклина весили по 3,5 кг. Масть этого жеребца-исполина – гнедо-чалая. Объем грудной клетки – 259 см.
Самсон
Рекордсменом среди гигантов-тяжеловозов считается Самсон (Сэмпсон) – жеребец породы шайр. Жил он в 19 веке. Был зафиксирован его рост – 220 см. Вес – 1520 кг. Год рождения – 1846. Его родина – английский городок Тоддингтон Миллс (графство Бедфордшир).
Владельцем Самсона был некто Томас Кливер. Статус самого большого и мощного коня он получил в 4 года. Причем не только в Англии, а во всем мире. За колоссальные размеры его решили назвать Мамонтом. Рекорд Самсона пока не побит, а оценить величину рекордсмена можно по немногим фото, дошедшим до наших дней.
Марокко
Марокко – першерон, который когда-то был самой большой лошадью. Сведений о Марокко сохранилось немного. Известно, что его рост равнялся 215 см, весил конь примерно 1300 кг. Судить о габаритах Марокко можно по фотографии, дошедшей до наших дней.
Копия вырезки из газеты (на фото лошадь Марокко со своим хозяином)
Доктор Ле Жер
Этот великолепный першерон родился в далеком 1902 г. Жеребец вымахал в высоту 2 м 13 см. Его вес сопоставим с весом автомобиля – 1400 кг. Это самая крупная лошадь за всю историю французского коневодства. Никто из першеронов не смог и близко приблизиться к рекорду Доктора Ле Жера.
Данная иллюстрация выпускалась в виде настенных плакатов и почтовых открыток
Функции лошадей от века к веку менялись, но они всегда оставались превосходными компаньонами для человека. Сегодня тяжеловозы – не только верные помощники и друзья человека, но и настоящее украшение окружающего мира, требующее заботы и внимания.
Использование скакунов и рекорды
После появления лошадей их начали применять в армии для перевозки амуниции, тяжелых орудий и снарядов, личного состава. Затем их стали приобретать фермеры для вспахивания земли и перевозки различных сельскохозяйственных грузов.
После того как в Англии появились качественные дороги, этих скакунов стали запрягать в дилижансы, поэтому потребность в тяжеловозах возросла и стала настолько велика, что их разведение приносило конным заводам огромные прибыли.
После улучшения генотипа коней Робертом Бейквиллом эта самая большая порода скакунов стала подвижной и гибкой, несмотря на сохранившуюся у животных массивность.
К середине ХIХ века эти лошади стали основной силой в сельском хозяйстве и в промышленности Великобритании. Их часто использовали в доках и на железной дороге. Нередко животные применялись в качестве городского транспорта. Эти самые сильные лошади обладают достаточной силой и безукоризненным послушанием. Все это позволило эксплуатировать их в самых разных сферах имперского хозяйства.
Учитывая, что рост особей этой породы обычно колеблется от 1,64 до 1,75 м, некоторые селекционеры попытались увеличить размеры животных. Получилась самая большая лошадь в мире, которая могла иметь рост до 1,85 м, а вес — около 1200 кг. При этом особи имели длинную шею с сильной мускулатурой, немного выпуклый профиль грубой головы, широкий лоб. Корпус их был немного похож на бочку, стоящую на сильных ногах с прочными копытами. У таких лошадей была низкая холка.
Был зафиксирован рекорд. В Англии (1846 год) родился очень крупный жеребец, которого назвали Самсоном. Это был самый большой конь в мире, так как во взрослом состоянии его рост в холке стал равен 2,19 м. После этого его переименовали в Мамонта. Эта особь считается самой высокой за всю историю коневодства.
Сколько весит лошадь: формулы и алгоритмы подсчета
Животные установили несколько рекордов по грузоподъемности. Например, в 1924 году 2 жеребца были запряжены в упряжку, соединенную с динамометром. Они показали силу около 50 тыс. кг. Когда их перевели на цуг, то они по скользкой, сделанной из гранита дороге с места сдвинули груз в 18,5 тыс. кг. А одна лошадь-тяжеловоз по кличке Вулкан смогла переместить массу в 29, 47 тыс. кг.
История породы
Происхождение шайров, как одной из древнейших пород, теряется в глубине веков. Исторические свидетельства (документы и археологические находки) говорят о том, что еще в І веке н.э. покорители Британии римляне отмечали присутствие на острове гигантских и величественных лошадей. Также могучие тела лошадей запечатлены на старинных монетах и посуде.
Есть все основания считать, что шайры являются прямыми потомками так называемой средневековой «большой лошади», которая использовалась в основном для военных нужд и попала на британские острова вместе с нормандскими завоевателями.
В дальнейшем порода крупных лошадей только набирала популярность в Англии. «Большая лошадь» с успехом справлялась с серьезными физическими нагрузками. Она спокойно могла везти на себе рыцаря в доспехах, вес которого порой достигал 200 кг
Сила и отважность в сочетании с ее красотой стали причиной использования лошади в рыцарских турнирах
К выбору лошадей для своих доблестных рыцарей в Англии относились очень трепетно. Так, королевским указом от 1541 года была утверждён запрет на использование в разведении жеребцов ниже определенного роста и комплекции. За нарушение указа было установлено строжайшее наказание.
История возникновения
Узкоспециализированная разновидность, полученная селекционным методом в рамках скрещивания английских рабочих кобыл с голландскими жеребцами. Процесс ее создания связан с историей Англии. Слово «шайр» произошло от английского «шир», что переводится как «графство». Это название придумал Генрих VІІІ. До этого тяжеловесов именовали Каретные, Великие, Древнеанглийские вороные, Английские упряжные, Военные и Линкольнширские великаны.
Своим возникновением шайры обязаны Вильгельму I
Вехи развития породы:
- Потомками шайров считаются средневековые военные Great Horse, позже переименованные в English Black.
- В XII в. Генрих II отдал приказ о скрещивании шайров с фландрскими лошадьми. Селекция длилась несколько веков.
- Генрих VIII издал указ, не разрешающий разводить тяжеловесов, рост которых менее 154 см. Несоблюдение этого правила каралось на законодательном уровне.
- Коневод Р. Бэйквилл обновил генофонд шайров фризской кровью. Это стало поворотным пунктом в усовершенствовании разновидности. Несмотря на тяжеловесность, шайры получили маневренность.
В конце XIX в. издается племенная книга породы
- Основателем современной версии породы является слепой жеребец из Пэкингтона. Он был внесен в племенную книгу как первый представитель шайрской разновидности
- В 1878 г. возникла ассоциация заводчиков, занимающихся разведением этих тяжеловесов.
- В 1880 г. был сформирован студбук, который содержал информацию о породе и сведения о выставочных лошадях.
С развитием технического прогресса интерес к шайрам начал угасать
- В 30-х гг. прошлого века на смену тяжелоупряжным разновидностям пришли тракторы. Начиная с 50-х гг., количество шайров стремительно уменьшалось. Однако стараниями коневодов в 80-х гг. вернулся интерес к тяжеловесам.
- В середине прошлого столетия их скрещивали с клейдесдалями. Это спровоцировало образование шелковистых фриз на конечностях. Подобная манипуляция была необходима для избавления животных от мокрецы.
В России шайры использовались для улучшения характеристик местных тяжелоупряжных пород. Кровь английских жеребцов течет в венах владимирских тяжеловозов.
Аналогом шайров в России были владимирские тяжеловозы
Современное состояние породы
Своему возвращению из опалы шайры обязаны учреждением солидного денежного вознаграждения для жеребцов. Это спровоцировало вспышку разведения породы.
Одной из популярных тенденций в Англии является скрещивание шайров с чистокровками, что дает возможность получить хороших упряжных лошадей. Самыми востребованными являются лошади, имеющие на конечностях белые пятна.
В наши дни шайры принимают активное участие в состязаниях и выставках
Целевое назначение
Изначально эта разновидность использовалась в военных целях. Массивные животные были в состоянии выдержать вес тела рыцаря в доспехах. Затем они участвовали в сельскохозяйственной деятельности. После усовершенствования дорожного полотна они стали востребованы для перевозки дилижансов. В XIX в. были главным орудием труда в доках и на железных дорогах.
В Великобритании популярны упряжки, развозящие пивные бочки
В наши дни шайры используются в следующих мероприятиях:
- Праздничные торжества.
- Пивные фестивали
- Состязания по вспашке.
- Соревнования по силе тяги.
- Выставки.
Единственной областью, в которой шайры используются по своему прямому назначению, являются лесные хозяйства. Егеря активно их эксплуатируют для санитарной вырубки лесных посадок. С помощью тяжеловесов можно вытаскивать большие деревья в труднодоступных для трактора местах. Помимо этого на отдаленных угодьях более выгодным считается содержание лошади, чем специализированной техники.
Современный облик шайры обрели от 200 до 300 лет назад